Приоритеты проектирования

Действие нормативных документов в Российской Федерации: приоритетность применения

Вопрос:

Существуют ли согласно законодательству РФ какие-либо нормативы применения нормативных документов в ходе проектирования различных объектов строительства? Влияет ли на приоритетность их применения, какая именно организация является заказчиком — зарубежная или российская?

Ответ:

При разработке любой проектной продукции, необходимой для реализации строительства на территории РФ, а также на территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию согласно законодательству и нормам международного права, принимаются во внимание требования из следующих нормативно-правовых актов (указаны в приоритетном порядке согласно регулирующему воздействию):

1) Технические регламенты Таможенного Союза (текст регламентов и перечни прилагаемых стандартов, см. раздел 3«Порядка проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Главгосэкспертизе России» (перечень действующих ТР ТС), даже если в отдельных положениях Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, либо документов по стандартизации из «Перечня национальных стандартов и сводов правил», оговаривающих соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», содержатся более жесткие и подлежащие обязательному выполнению требования.

2) Федеральные законы, содержащие требования к проектированию или учитывающиеся в ходе разработки тех или иных разделов проектной документации (№№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также Градостроительный, Земельный, Лесной кодекс, «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (подробнее в «Перечне основных законодательных и нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, регулирующих вопросы проектирования объектов капитального строительства», приложение к «Сборнику разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства (вопросы и ответы). Выпуск 2»)).

3) Постановления Правительства РФ, регламентирующие или уточняющие порядок реализации требований Федеральных законов, содержащих требования для проектирования. В том числе Постановления Правительства РФ № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», № 145 «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», № 1521 «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (подробнее в «Перечне основных законодательных и нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, регулирующих вопросы проектирования объектов капитального строительства», приложение к «Сборнику разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства (вопросы и ответы). Выпуск 2»).

При проектировании опасных производственных объектов (ОПО), помимо вышеперечисленных нормативных актов, применяются:

4) Федеральные нормы и правила для сферы промышленной безопасности, утвержденные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и обязательные к выполнению любыми организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности ОПО независимо от организационно-правовой формы и форм собственности (см. «Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Раздел I. Технологический, строительный, энергетический надзор. 2-е издание, исправленное и дополненное»).

5) Документы по стандартизации из «Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».

6) Нормативно-правовые акты, нормативно-технические документы различных министерств и ведомств, которые уточняют и детализируют отдельные требования вышеуказанных нормативно-правовых актов и документов по стандартизации, а также порядок их применения.

7) Документы по стандартизации из «Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

8) Документы по стандартизации из «Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

9) Документы по стандартизации, не включенные в вышеуказанные перечни (см. ст. 14 Федерального закона № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

10) Прочие нормативно-технические документы, не являющиеся документами по стандартизации.

Если заказчиком проектирования объекта на территории РФ является зарубежная компания, планирующая включить в задание на проектирование условие об обязательном применении в ходе проектирования документов, требования которых противоречат (или не соответствуют) требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (или документам по стандартизации, включенным в вышеуказанные перечни), потребуется обосновать соответствие принятых проектных решений требованиям Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений». А именно:

  • Если зафиксировано несоответствие требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, упоминается «обоснование безопасности опасного производственного объекта», разработанного в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта».

  • Если речь идет о несоответствии требованиям документов из «Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», проводится обоснование соответственно «специальным техническим условиям», разработанным по ч. 4, 8, 9 ст. 6 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».

  • Если выявлено несоответствие требованиям документов из «Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», обоснованием служит «расчет пожарного риска» по ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (при наличии соответствующей утвержденной методики).

  • При несоответствии требованиям документов из «Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» обоснование проводится при помощи одного или нескольких способов, когда:

    • применяются результаты соответствующих исследований;

    • приводятся данные расчетов и (или) испытаний, проведенных по сертифицированным или же апробированным иными способами методикам;

    • используется моделирование сценариев возникновения различных опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий (включая примеры неблагоприятного сочетания опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий);

    • проводится оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий (подробнее см. здесь).

Наши контакты

Обратная связь

После заполнения мы перезвоним через 10 минут

Благодарим за заявку!

В ближайшее время мы с Вами свяжемся.